В России с начала 2017-го года деятельность Росреестра в существенной степени переведена на электронный формат. В теории это должно обеспечивать более высокий уровень обслуживания. На практике, пока не все так радужно.
Во-первых, пока Росреестр не способен оказывать через интернет на удаленной основе весь перечень услуг, поэтому во многих случаях необходимость посещения офисов учреждения осталась.
Во-вторых, количество мест, где можно получить подобные услуги, стремительно растет. Сегодня это не только офисы Росреестра и МФЦ, но и многие банки, например, Сбербанк активно работает в партнерстве с застройщиками. Качество при этом остается невысоким, в основном за счет многочисленных описок в документах, и проблем с коммуникациями, приводящими к потерям документов. Есть и новые ошибки, характерные именно для удаленного обслуживания.
Безопасность под угрозой
Есть и еще один момент. Безопасность. Переход на электронный формат обслуживания априори предопределяет риски мошеннических действий со стороны хакеров. С учетом того, что у Росреестра ранее не было опыта подобной борьбы, шансы у компьютерных взломщиков на успех весьма серьезные.
Конечно, определенные действия в данном направлении предпринимаются. В частности на сайте ведомства появился личный кабинет правообладателя, предусматривающий привязку к мобильному телефону, и рассылку уведомлений обо всех изменениях, по аналогии с банковскими уведомлениями по операциям с картами.
Использование личного кабинета для граждан является процедурой полностью бесплатной, и для его активации требуется не только зарегистрироваться, но и получить в МФЦ специальный активационный код.
В личном кабинете можно узнать обо всей своей недвижимости, включая доли, ее кадастровой стоимости, основных изменениях, наличии обременений и так далее. Рассылка уведомлений о попытках со стороны третьих лиц правопритязаний на недвижимость оставляет владельцу возможность оперативного вмешательства в ситуацию, так как любые сделки с недвижимостью регистрируются в течение нескольких дней.
Предусматривается и еще один вариант защиты. В Росреестр направляется заявление, в котором указывается о необходимости проведения сделок только в случае личного присутствия. Подать его может любой гражданин.
Необходимо признать, что сегодня ответов на вопросы, касающиеся безопасности данных, немного. Практика покажет, насколько эффективна выстроенная модель защиты от хакерских атак. Пока же перед представителями Росреестра ставит задача отладить работу всех разделов, обеспечивая их полноценное функционирование.