Рынок недвижимости, так же, как и любой другой рынок, подвержен влиянию различных тенденций и трендов, задающих настроение покупателей. Само собой, их актуальность оказывается долговременной, ведь приобретение квартиры априори событие помасштабнее покупки пары туфель. Да и эксплуатировать жилплощадь предполагается определенно дольше, чем новые джинсы. Однако и объекты недвижимости способны терять привлекательность, морально устаревать или переставать быть востребованными в силу определенных событий.
Объявления о продаже таких квартир могут висеть на профильных сайтах-агрегаторах месяцами, не находя покупателей. Причины попадания того или иного объекта недвижимости в антирейтинг могут быть самыми разными. Специалисты-риелторы выделяют несколько наиболее весомых из них.
Неудачная планировка
Времена покупок «квартиры ради квартиры» прошли. В связи с падением покупательской способности и спроса в целом, количество предложений на рынке недвижимости возросло – и потенциальный клиент может рассматривать сразу несколько вариантов в пределах одной суммы. К тому же, сегодняшний покупатель более требователен и за свои деньги настроен получить максимально комфортное жилье со всеми прилагающимися бонусами.
Устаревшие, неудобные, а иногда и совершенно несуразные архитектурные планировочные решения способны перевести квартиру в хорошем районе в разряд непродающихся объектов. Ведь сегодня застройщики даже в пределах одного дома предлагают покупателям на выбор более десятка функциональных планировок.
На фоне такого разнообразия однотипные квартиры времен СССР с узкими коридорами, темными углами, низкими потолками и разного рода нишами, предназначение которых одному проектировщику известно, проигрывают жилплощади нового поколения с разгромным счетом.
Отсутствие ремонта
Все меньше покупателей хотят приобрести квартиру без отделки и сделать все «под себя». Во-первых, ремонт – это довольно грязное, хлопотное и подчас очень вялотекущее мероприятие. Во-вторых, запланировать ремонт, конечно, можно. А вот с реализацией планов, как показал 2020 год, могут возникнуть определенные и непредсказуемые трудности. В-третьих, сейчас расходы на отделку учитываются при покупке квартиры при помощи ипотечного кредитования, позволяя «раздробить» приличную сумму и сделать оплату ремонта менее ощутимой.
Продажи квартир с отделкой показывают внушительный рост и, по мнению экспертов, в дальнейшем эта позитивная тенденция только усилится. В перспективе – полное вытеснение квартир без отделки с рынка новостроек и переход к сдаче жильцам исключительно готовой для проживания жилплощади.
Невозможность уединения
Эпидемия коронавируса словно катком раздавила популярность квартир-студий. Да, это практически идеальный вариант для проживания одного человека. Да, идея объединенного пространства интересна и функциональна. Но те семьи, которые пережили карантин в студиях или малометражках, эти аргументы с легкостью опровергнут. Эти люди не смеются над мемами об удаленке и дистанционке в тесном кругу семьи – они их герои.
Поэтому спрос на квартиры, в которых невозможно найти уединенного места для работы или учебы, пока по инерции остается примерно на прошлогоднем уровне (в процентном соотношении). Однако уже в ближайшем будущем эксперты прогнозируют его снижение.
Другим «побочным» эффектом коронавирусных ограничений стало увеличение спроса на жилье в отдаленных от центра районах. Логика покупателей ясна – раз уж все равно придется работать из дома, то лучше, если квартира будет комфортабельной, а также иметь несколько комнат. Поэтому сегодня, располагая определенной суммой, покупатель предпочтет двух- или трехкомнатную квартиру в новом районе студии в центре.
Огромные квартиры
Специалисты рынка недвижимости также пророчат незавидное будущее огромным по меркам обычного человека квартирам. Опять же не последнюю роль в таком развитии событий сыграла пандемия, ведь многие жители городов, проведя затянувшийся весенний карантин в четырех стенах (пусть даже и с самой роскошной отделкой), со страшной силой стали завидовать владельцам частных домов.
Стоимость квартир площадью от 150 до 200 квадратных метров вполне сопоставима со стоимостью среднего загородного дома. Поэтому располагая такой суммой для покупки недвижимости, многие выберут дом с возможностью безлимитного пребывания на свежем воздухе. К тому же, многие считают собственный дом более безопасным. Ведь даже будучи экипированным согласно всем требованиям Роспотребнадзора, вероятность обзавестить вирусом в местах общего пользования в МКД выше в разы.
Теряет позиции и слишком вычурное жилье – с элементами интерьера в виде колонн, различных арок, лепниной и прочими атрибутами роскошной жизни. Стремление к эргономичному, лаконичному дизайну жилого пространства, технологичности и отказу от покупок ненужных вещей приносит свои плоды.
Необоснованная цена
Некоторые продавцы заведомо выставляют цену выше рынка в расчете, что на любой товар найдется покупатель. Однако времена, когда на рынке недвижимости действительно можно было продать абсолютно любую жилплощадь неоправданно дорого, прошли.
Во-первых, объем предложения на рынке недвижимости довольно большой и в случае завышения стоимости продавцом покупателю не составит большого труда найти вариант по справедливой цене.
Во-вторых, при наличии смартфона или другого гаджета с выходом в интернет сравнить объекты по предоставленным фото, а также промониторить цены и оценить их адекватность можно в любой момент.
Квартиры на последних этажах
В связи с ограничением возможности расти вширь, многие города интенсивно растут вверх, предлагая покупателям жилой недвижимости квартиры на последних этажах. Среди преимуществ застройщики называют эффектный панорамный вид из окон, отсутствие уличного шума и пыли в домах. Однако и разница в цене на такое жилье может достигать 20% по сравнению с квартирами такой же планировки, находящихся этажами ниже.
Эксперты прогнозируют снижение интереса к этому виду жилплощади еще и потому, что доходы населения заметно упали. В условиях экономии средств подобная переплата покупателям кажется ненужной, поэтому они легко отказываются от возможности созерцания красивых закатов в пользу более выгодного предложения.