Павел Качкаев, являющийся заместителем председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, предоставил информацию о новых законах, которые коснутся сферы ЖКХ. Во время Всероссийского совещания по развитию сети общественного контроля Качкаев рассказал о законопроектах, которые на данный момент находятся на стадии разработки. Качкаев акцентировал внимание на том, что в приоритете находятся законы, которые либо требуют внесения поправок в Конституцию РФ, либо являются безотлагательными, что связано с распространением коронавирусной инфекции. Через комитет проходят 75 законов, в 10 из них уже вносятся необходимые поправки, предшествующие второму чтению.
Неоказанные коммунальные услуги
13 октября 2020 года был принят законопроект, в рамках которого вносятся поправки в ст. 157.2 ЖК РФ. Поправки будут регулировать санкции, применяемые к виновникам следующих ситуаций:
-
непредоставление комуслуг;
-
предоставление комуслуг, но ненадлежащего качества или с перерывами.
Ранее можно было надеяться на перерасчет только в том случае, если услуга не была предоставлена. Сейчас ситуация изменилась, поэтому перерасчет в квитанции может быть выполнен в случае предоставления услуг низкого качества. Если у абонента не заключен прямой договор с поставщиком, то за перерасчет будет отвечать ЖСК, ТСЖ или управляющая компания, что зафиксировано в новой редакции закона. В это же время виновник не будет уплачивать штраф, что освобождает его от двойной ответственности. Ранее виновник вынужден был не только оплачивать штраф, но и не получал оплату за услугу от пользователя.
В рамках закона предусмотрено еще одно новшество – это ответственность, связанная с неправильным или ненадлежащим качеством содержания общего имущества. Под общим имуществом имеются в виду инженерные сети и все то, что используется при предоставлении коммунальных услуг. За ненадлежащее содержание компании-поставщики будут получать компенсации от управляющих организаций.
Законопроекты, связанные с суммами в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги
На данный момент ведется рассмотрение законопроекта, после принятия которого могут быть внесены изменения в ст. 155 ЖК РФ. После внесения изменений физическими лицам более не нужно будет волноваться о комиссии во время оплаты счетов за жилищно-коммунальные услуги.
Павел Качкаев отмечает, что вопросы, связанные с комиссией, должны быть решены между банками и компаниями, являющимися поставщиками ресурсов. Для этого необходимо правительственное постановление. Законопроект пока находится на стадии рассмотрения во втором чтении, но предложение уже есть и вскоре может быть реализовано на практике.
Второй законопроект тоже связан с жилищно-коммунальными услугами, но касается холодного водоснабжения и водоотведения. Речь идет об изъятом понятии «норматив потерь». Качкаев говорит о том, что на данный момент нормативы потерь не устанавливаются, а в течение нескольких последних лет наблюдается их рост. Ранее было понятно, что нормативы потерь, включенные в тариф, не должны составлять более 15%, однако сегодня в некоторых регионах этот показатель достигает 45%.
В разработке находятся законопроекты, которые позволят сохранить льготы Ветеранам, чернобыльцам, людям с инвалидностью после заключения энергосервисного договора МКД. На данный момент перечисленные категории граждан утрачивают льготы, исправить ситуацию помогут поправки нескольких статей ЖК, закона о чернобыльцах и т. д.
Законопроекты, регулирующие управление МКД
Качкаев рассказал о важном законопроекте, который внесет изменения в ст. 161 ЖК РФ. Он будет регулировать процесс выбора управляющей организации. Если она не будет выбрана на собрании собственников, то решение будет принято органами местного самоуправления в срок до 5 дней. На данный момент законопроект находится на стадии подготовки ко второму чтению. Также на повестке дня стоят следующие законопроекты:
-
содержание внутридомового, а также внутриквартирного газового оборудования. Сейчас содержанием газового оборудования в одном МКД могут заниматься разные компании, количество которых нередко достигает 30-40. После принятия законопроекта будет выбран один исполнитель, который начнет заниматься содержанием рассматриваемого вида оборудования на территории МКД;
-
безлимитный срок исковой давности по вопросам, касающимся ситуаций, при которых имуществом МКД завладели незаконно. Речь идет о внесении поправок в ст. 36 ЖК РФ;
-
количество участников общедомового собрания. Качкаев отмечает, что в МКД на 200-300 квартир сложно добиться 50% явки. В связи с этим выдвинуто предложение о том, что в собраниях должны принимать участие 50-60 собственников, входящих в актив МКД;
-
закон о тишине. Законопроект имеет рамочный характер, предусматривает внедрение различных ограничений по времени. Также будет предусмотрена административная ответственность для нарушителей тишины, мешающих другим жильцам.
Законы и законопроекты преследуют одну цель – обеспечение комфорта и снятие финансовой нагрузки с граждан РФ. Некоторые из них уже приняты, другие находятся на рассмотрении и в процессе внесения поправок в преддверии второго чтения.