На сегодня это понимают все девелоперы, и при проектировании стараются минимизировать бесполезную, мало используемую в коммерческих целях площадь.
Если с полезной площадью в торговых комплексах все понятно – ее можно разбить на отдельные объекты малой площади, то, как быть, например, с подземными и надземными переходами.
В Москве долгое время шел спор о том, надо ли оставлять торговые точки в подземных переходах или нет. Проблема заключалась в том, что в начале февраля 2011 года в Москве был принят нормативный акт, регламентирующий размещение нестационарных торговых точек на участках, находящихся в государственной собственности. В этом документе за боротом оказались объекты торговли, расположенные в переходах. То, что на сегодня этот объект коммерческой недвижимости востребован среди малого бизнеса говорит и тот факт, что в Москве существует Ассоциация «Арендаторы пешеходных переходов столицы».
Именно они и начали первыми «бить в колокол» после принятия февральского постановления. Накануне по этому вопросу в столице прошел круглый стол, где и был поднят вопрос о недопустимости запрета на данный вид мелкорозничной торговли. В результате обсуждений представители администрации пообещали сохранить до 2015 года действующие на сегодня договора аренды.
А пока в Москве решалась судьба сегмента, в других городах подземные переходы давно и плотно заняты арендатором, и являются одной из статей наполнения городских бюджетов. Кроме магазинов, торгующих печатной продукцией, подземку заняли косметические, обувные, одежные магазины. Весьма широко в подземных переходах крупных городов представлены и точки фаст-фуда.
Если говорить о надземных пешеходных переходах, то на основных транспортных магистралях их строительство ведется изначально с закладкой в проекте торговых площадей. Тем самым в секторе коммерческой недвижимости появился такой сегмент, как торгово-пешеходный комплекс.