С 21 августа в силу вступило очередное законодательное нововведение, касающееся процесса согласования перепланировки жилых и нежилых помещений для жителей столицы. Теперь заниматься этим вопросом можно исключительно дистанционно, без личного посещения госучреждений.
Что такое перепланировка
Перепланировка – это не только снос не устраивающих собственника стен. Сюда же можно отнести и замену газовых плит на электрические, и возведение дополнительных перегородок, и другие значительные изменения в конструкции помещения. В идеале перепланировка должна быть согласована до проведения ремонтных работ. Иначе жилинспекция может признать перепланировку незаконной, потенциально опасной и потребовать устранения всех несоответствий вплоть до возврата помещения в исходное состояние. Если же собственник сделает подобный ремонт без внесения изменений в технический паспорт, то ему определенно будет сложно в последующем продать такой объект. Поскольку соответствие фактической планировки описанной в техпаспорте – едва ли не первый пункт, на который обращают внимание будущие покупатели, риелторы и сотрудники банка, если недвижимость приобретается с привлечением кредитных средств.
Как было раньше
До перевода в онлайн процесс согласования перепланировки помещения выглядел следующим образом:
-
После получения технического паспорта помещения в БТИ собственник должен определиться с проектом перепланировки. Его разработку лучше доверить специализированной проектной организации, обратиться к архитектору здания или же воспользоваться каталогом типовых проектов, уже одобренных московской жилинспекцией.
-
Затем необходимо получить разрешение на проведение ремонтных работ. Для этого нужно было собрать довольно солидный пакет документов и предъявить его вместе с заявлением в МФЦ (если собственник – физлицо) или жилинспекцию (если собственник – индивидуальный предприниматель или юрлицо).
-
Проведение ремонта и составление акта о завершенных работах, заверенного уполномоченными представителями с выдачей техпаспорта с внесенными изменениями.
Как оформить перепланировку сейчас
Суть процедуры согласования перепланировки коренным образом не поменялась, однако весь бумажный документооборот наконец уступил место электронному.
На сайте мэрии Москвы в разделе «Жилье, ЖКУ, двор» можно заполнить шаблон заявления на согласование, загрузив сканы нужных оригиналов документов. Весь дальнейший процесс будет строиться через оповещения в личном кабинете заявителя. Согласование перепланировки или отказ в ней также придут сообщением пользователю в указанный срок.
Значимые изменения в согласовании перепланировки с 21 августа:
-
заявитель не должен предоставлять протокол общего собрания всех собственников МКД (ранее этот документ был обязательным);
-
если не нарушается целостность несущих конструкций, нет необходимости в подаче журнала ведения работ;
-
проект перепланировки должен быть заверен электронной подписью организации или лица, разработавшего его.
Сроки проведения перепланировки
Стандартные сроки согласования перепланировки уменьшились за счет того, что отпала необходимость в пересылке документов между учреждениями. В случае запроса дополнительных документов и их рассмотрения срок может быть незначительно увеличен. В среднем, решение по согласованию приходит в срок до 20 рабочих дней. Если в процессе ремонта затрагивается исторический облик здания или же проект предусматривает изменения на последних этажах дома (в том числе мансарды или чердачного помещения), то срок рассмотрения может достичь 30 рабочих дней.
После получения положительного решения заявитель должен выполнить все работы и сообщить об их завершении в срок до 1 года. При необходимости время проведения ремонта можно увеличить на 6 месяцев подачей соответствующего заявления на сайте, но не более одного раза.
По окончании работ специалисты комиссии должны оценить их качество и соответствие проекту. Если претензий нет – то готовый акт передается в жилинспекцию и в течение 10 рабочих дней собственник получает официальный документ о совершенной согласованной перепланировке. Если же представители комиссии найдут нарушения, то собственник обязан будет их устранить и снова предъявить объект для оценки.
Отказ в перепланировке
Не только запланированные собственником изменения в конструкции могут не устраивать специалистов жилинспекции. На самом деле причин для отказа в перепланировке достаточно много.
Основные из них:
-
неполный пакет требуемых документов;
-
несоответствие сведений из предоставленных документах сведениям, полученным в ходе проверки информации;
-
ошибки в разработанном проекте;
-
наличие судебного решения, ограничивающего возможности собственника по перепланировке;
-
заключение проектной организации о невозможности внесения желаемых изменений в планировку объекта;
-
препятствование доступу специалистов комиссии в помещение для оценки проведенных работ;
-
запрет на изменение архитектурного облика зданий-объектов культурного наследия.
Если же запрет на перепланировку будет проигнорирован, то при обнаружении этого факта ответственным за нарушение будет выписан штраф.
Не в последнюю очередь решение о дистанционном согласовании перепланировки было принято в связи с возросшим количеством обращений в период весеннего карантина. Находясь в четырех стенах, многие граждане наконец-то получили массу свободного времени для проведения ремонта своего жилья, часто сопровождающегося значимыми изменениями в конструкции помещения. Но подача заявления, предоставление проекта и прочие этапы перепланировки должны были проходить при непосредственном посещении собственником недвижимости БТИ, МФЦ, жилинспекции. Естественно, что во время «ковидных» ограничений на перемещения граждан и работу госслужб привычная схема просто перестала работать. Но если уж человек решительно настроен провести ремонт с перепланировкой, то вряд ли невозможность похода в госучреждения может его остановить. В результате количество несогласованных самовольных, потенциально опасных изменений конструкции жилья могло стать неконтролируемым, что и повлекло перевод всего процесса в онлайн-режим.