Наиболее серьезными проблемами, которые существуют в жилищно-коммунальном секторе, были названы вопросы, которые так или иначе связаны с непрозрачной системой платежей за всевозможные виды услуг, осуществление управления многоквартирными домами, а также низкое качество оказываемых услуг. Об этом сообщил «ЖКХ Контроль» — некоммерческое партнерство, сотрудники которого проанализировали обращения граждан за прошедший 2015 год в более чем 80 регионах страны.
Четверть всех поступивших жалоб касались системы платежей, которая является далеко не совершенной. Вопросы возникали и относительно принципов составления квитанций, и систем перерасчетов, и всевозможных сборов, которые собирались дополнительно к основным платежам. Начисление платы оказалось наиболее проблемным и непонятным вопросом. Люди желают знать причины постоянного роста коммунальных платежей, при том, что качество услуг остается на неудовлетворительном уровне. Больше всего вопросов вызывает принцип оплаты за потребленное отопление — наиболее затратной и дискуссионной статьи расходов.
Второй по значимости оказалась работа управляющих компаний. Зачастую она также вызывает большое количество вопросов потребителей. 16,8 % зафиксированных обращений касались именно этих вопросов. Причем ее острота возросла во втором и третьем кварталах. Светлана Разворотнева, занимающая пост директора НП «ЖКХ Контроль», объясняет подобную ситуацию введением лицензирования и сменой управляющих организаций, вследствие чего заметно увеличилась частота конфликтов между организациями и жильцами.
На третьем месте в 2015 году оказался уровень коммунальных услуг, который оказался неудовлетворительным. Жаловались преимущественно на «холодную» горячую воду, неэффективность отопления, низкое качество водопроводной воды, перебои в энергоснабжении. Всего около 13 % граждан обратились с подобными претензиями.
В некоторые периоды 2015 года наиболее актуальным становился вопрос изменения системы финансирования. В конце года данный вопрос оказался на четвертом месте рейтинга. Вопросы относительно сроков проведения реформы, сумм взносов, а также недостаточное количество информации относительно региональных программ волновало в среднем 12 % россиян, судя по данным «ЖКХ Контроль».
Также значимыми оказались следующие проблемы:
- дом и двор, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, — 11 % и 3,6 % обращений граждан соответственно;
- наличие проблем со счетчиками — 2,6 %;
- жилье, находящееся в ветхом состоянии, вплоть до аварийного — 1,6 %;
- различные аспекты лицензирования — 1,3 %.
Сегодня рассматривается ряд изменений в закон о ГИС ЖКХ. Они обяжут эту организацию отвечать на жалобы жильцов в онлайн-режиме. Это позволит более эффективно обеспечить защиту прав граждан и гарантирует качественный контроль. Елена Николаева, зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, заявила, что это, наряду с созданием конкурентной среды, позволит улучшить качество услуг, оказываемых организацией.